Главная » 2014 » Май » 3 » Новая мишень в лечении аллергии
06:16
Новая мишень в лечении аллергии

Осуществление мечты аллергиков о чудо-таблетке, облегчающей их страдания, стало ближе еще на один шаг: физиологи нашли ключевой белок, запускающий аллергический процесс.

Последние тридцать лет выраженный рост заболеваемости аллергией, первые симптомы которой начинают развиваться у детей во все более раннем возрасте, принял в развитых странах характер пандемии, ставящей в тупик лечащих врачей и вызывающей обоснованную тревогу у родителей. Аллергические симптомы развиваются на фоне гиперчувствительности иммунной системы организма к определенным веществам чаще всего биологического происхождения.

Механизм развития гиперчувствительности на определенных стадиях иммунного ответа изучен, но истинную причину - стартовую точку, с которой начинается развитие аллергии, установить пока не получилось.

Существенного прогресса в этом направлении удалось достигнуть международной группе физиологов, работающей под руководством микробиолога Дэвида Артиса (PhD) в авторитетной Медицинской школе Перельмана при Университете Пенсильвании (США). Согласно итоговой коллективной статье, опубликованной этой группой в Nature, исследователям удалось установить, что ключевым «застрельщиком» аллергической реакции является тимо-стромальный лимфопоетин (TSLP) - протеин из отряда цитокинов, особой группы белков-регуляторов. Оказалось, что TSLP регулирует созревание базофилов - специфической разновидности белых клеток крови (лейкоцитов).

Давно установлено, что при попадании в ткани базофилы определенного типа развиваются в тучные клетки, содержащие большое количество гистамина, простагландинов, серотонина и других биологически активных веществ, стимулирующих развитие аллергических и воспалительных реакций. Как выяснилось теперь, белок TSLP избирательно запускает созревание базофилов именно этой «тучной» разновидности.

«Ключевым вопросом, которым мы задались в исследовании механизма аллергии, был, почему дети с экземой - заболевания, при котором клетки кожи вырабатывают большие количества TSLP, более расположены к развитию аллергических реакций в органах пищеварения и легких?», - рассказывает профессор Артис. «То, что существует связь между TSLP и аллергиями, было нам известно уже несколько лет, но механизм этой связи оставался загадкой».

Открытие этого механизма логически вытекает из предыдущих исследований, показавших, что различные вариации определенного гена, отвечающего за молекулярную сборку TSLP, коррелированы с развитием у детей астмы, экземы и пищевых аллергий. Теперь же выяснилось, что избыток TSLP провоцирует перепроизводство базофилов.

«Мы установили, что TSLP активирует и регулирует созревание базофилов в костном мозге, избирательно стимулируя созревание базофилов определенной разновидности», поясняет суть открытия ведущий автор публикации в Nature Руфь Кирштейн (PhD). Мыши с модифицированным геном, провоцирующим перепроизводство TSLP, демонстрировали ярко выраженную аллергическую симптоматику в легких, пищеварительной системе и на коже на фоне повышенного уровня базофилов.

Понятно, что организмы мыши и человека отличаются, и терапевтическое приложение знаний, добытых в лаборатории, часто оказывается под большим вопросом. Но Медицинская школа Перельмана славится тем, что старается как можно быстрее расставить точки на «i».

Объединившись с группой педиатров из Детской больницы Филадельфии физиологи обследовали группу детей, больных эозинофилическим эзофагитом - аллергическим заболеванием пищевода, сопровождаемым отторжением пищи, трудностью глотания и изжогой. Сравнивая этих детей со здоровыми авторы статьи показали, что у детей, болеющих пищевыми аллергиями, не только повышен уровень TSLP, но и уровень атипичных аллергенных базофилов.

Лабораторная модель и данных клинических исследований, таким образом, совпали, что позволит приступить к разработке новых и более эффективных методов лечения аллергии.

Автор: Дмитрий Малянов